На главную http://www.atr-sz.ru

© 2009-2014 ООО АТР
+7 812 6774400

Архитектурные концепции строительства комплекса зданий для обеспечения переезда Верховного и Высшего арбитражного судов Российской Федерации в Санкт-Петербург

16 сентября в Санкт-Петербурге состоялось рабочее заседание конкурсной комиссии по разработке архитектурной концепции строительства комплекса зданий для обеспечения переезда Верховного и Высшего арбитражного судов Российской Федерации в Санкт-Петербург.
По итогам заседания членами комиссии было принято решение о признании победителями первого этапа конкурса ООО «Архитектурная мастерская М. Атаянца», ЗАО «Архитектурное бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры», ООО «Архитектурное бюро «Студия 44», ООО «Евгений Герасимов и партнеры».
В период с 23 сентября по 23 октября 2013 года на портале Президентской библиотеки будет проведено общественное обсуждение проектов. Работы также представлены в Санкт-Петербургском Доме Архитектора по адресу: Санкт-Петербург, Большая Морская ул., д. 52 в будние дни с 12 до 18 час., в субботу и воскресенье с 13:30 до 17 час.


Архитектурная концепция
ООО «Архитектурная мастерская М. Атаянца»
Авторский коллектив:
Атаянц Максим Борисович, Ефремова Людмила Валерьевна,
Юрков Евгений Олегович, Караваева Анна Сергеевна
Визуализация и графический дизайн: Дьяконов Валерий Юрьевич, Смелов Павел Николаевич

Участок, предназначенный для размещения Комплекса зданий Суда и Судебного Департамента Российской Федерации, является важной частью центрального пространства Санкт-Петербурга - акватории Невы. Сюда обращены знаменитые ансамбли барокко и классицизма: стрелка Васильевского острова, Петропавловская крепость, Большое Адмиралтейство, Сенатская площадь, Дворцовая набережная, формирование которых завершилось в первой четверти XIX века.
Почти через сто лет, в начале ХХ века состоялся яркий, хотя и недолгий взлет петербургского «каменного» неоклассицизма. В 1914 году в ходе архитектурного конкурса И.А.Фомин предложил проект реконструкции Тучкова буяна, который, хотя и не был реализован, оказал значительное влияние на развитие русской архитектуры.
Сейчас, еще век спустя, только обращение к неоклассике в контексте окружающих градостроительных ансамблей позволяет найти решение, продолжающее традиции петербургской архитектуры и достойное важнейшей государственной функции. Бережное сохранение невских панорам является безусловным приоритетом. Классический вид на Князь-Владимирский собор со стороны Дворцовой набережной, показанный на картинах Чернецова и Айвазовского, на гравюрах Перро и фотографиях Буллы, вновь открылся нам после разборки зданий ГИПХа. Этот вид не нарушается благодаря точно рассчитанной высоте и местоположению зданий Суда и Судебного департамента.
Композиционное решение проекта основано на идее торжественного раскрытия в сторону водного пространства Невы, при этом пониженные корпуса Судебного Департамента играют роль пропилеев перед главным портиком здания Суда. Органичному сочетанию каменных фасадов и водной глади способствует озеленение: ряды деревьев, стриженые кустарники, цветники и газоны.
Цилиндрическая аркада Дворца танцев, фланкированная инженерным корпусом, раскрыта в сторону собора и проспекта Добролюбова. Главный фасад и площадь перед ним связаны с Невой видовыми коридорами двух жилых улиц.
Фасадам Тучкова Буяна - произведения раннего классицизма с элементами рококо и позднего итальянского барокко - возвращается вид, задуманный Антонио Ринальди, а разобранный в 1920-е гг. корпус «шофной» воссоздается в своем историческом облике.


Ситуационный план с показом коридора видимости Князь-Владимирского собора в панораме стрелки Васильевского острова со стороны Дворцовой набережной


Вид с высоты птичьего полета со стороны стрелки Васильевского острова


Генеральный план


Исторические материалы


Вид с Дворцовой набережной


Вид с Дворцовой набережной


Вид с Биржевого моста


Вид с проспекта Добролюбова


Вид от Князь-Владимирского собора


Развертка по проспекту Добролюбова и развертка по Набережной Малой Невы



Вид на центральный вход в здание Суда


Вид на Дворец танцев со стороны набережной Малой Невы


Главный фасад Дворца танцев


Вид на Дворец танцев сквозь арку жилой улицы


Архитектурная концепция
архитектурного бюро«ЗЕМЦОВ, КОНДИАЙН И ПАРТНЕРЫ»
Авторы проекта:
Архитектурное бюро «ЗЕМЦОВ, КОНДИАЙН И ПАРТНЕРЫ»
Ю.Земцов, М.Кондиайн, А.Миронов
При участии: Архитектурное бюро «Косая линия»
Д.Арсеньев, М.Ченцов, Е.Бауман, Ю.Ашметьев, Т.Власова


Строительство на набережной Европы комплекса общегосударственной важности - Суда РФ, вместо коммерческого жилого квартала, соответствует особой значимости участка и, при этом, позволяет решить две чрезвычайно ответственные градостроительные задачи:
- осуществление многочисленных пожеланий жителей города о создании на этой набережной озелененного общественного пространства, визуально связывающего Александровский парк с зеленью Петровского острова;
- достойное завершение застройки набережных Невы, не нарушая ансамбля Петропавловской крепости и стрелки Васильевского острова.


Ситуационный план

 
Основные положения архитектурно-градостроительного решения:
- Главный фасад здания Суда РФ обращен в сторону пространства Невы, значительно отступает от современных границ площади Академика Лихачева и, таким образом, не вносит диссонанс в сложившийся городской ансамбль.
- Здания Суда, Судебного департамента и корпусов служебных квартир компактно размещены в едином комплексе вдоль пр. Добролюбова, что позволяет устроить пешеходную набережную шириной более 60-ти метров, благодаря чему на Неве может появиться новый городской общественный бульвар с газонами, высокоствольными деревьями и малыми архитектурными формами.
- Посетители Суда и Судебного департамента попадают в здание с площади Лихачева, пр. Добролюбова и пер. Талалихина. Высокий уровень безопасности всего комплекса, без необходимости устройства дополнительных ограждений, обеспечивается внутренней закрытой для посторонних служебной улицей, на которую, с одной стороны, обращены все служебные входы в офисы, а с другой - жилые дворы, откуда люди попадают в свои квартиры. Предусмотрены теплые переходы для непосредственной связи жилых и офисных корпусов.
- В первых этажах жилых корпусов, обращенных к набережной, предлагается расположить кафе, магазины, рестораны и пр., функционально независимые от судебного комплекса, т.к входы в жилые лестницы организованы только с внутренней улицы.
- Основной въезд для сотрудников и жителей комплекса в подземную парковку осуществляется с переулка Талалихина. При необходимости можно подъехать непосредственно к главному входу в Суд РФ, и затем, попасть в паркинг через дополнительный служебный въезд.
- Бульвар протяженностью более 400 м начинается от Биржевого моста и ведет к новой обширной прибрежной площади, где размещается Дворец Танцев.
- Дворец Танцев, становится не только главным элементом новой общественной пешеходной набережной, но и, наряду с комплексом зданий Суда РФ - важной частью общегородского пространства. Площадь перед Дворцом Танцев визуально связана с архитектурной доминантой этой части Петербурга - Князь Владимирским собором благодаря улице, ведущей на площадь от станции метро «Спортивная». Архитектурно-художественный образ Дворца Танцев продиктован стремлением создать впечатление воздушности, ажурности, легкости - по контрасту с массивностью объемов судебного комплекса. Тонкие высокие колонны образуют полупрозрачные плоскости, напоминающие театральные кулисы, и главный фасад здания становится как бы открытой сценой, обращенной к пространству бульвара и всего города.


Генеральный план Центрального городского парка. Авторы проекта Н.В.Баранов, О.И.Гурьев, Н.Г.Агеева. 1940-е годы


Панорама Центрального городского парка. Авторы проекта Н.В.Баранов, О.И.Гурьев, Н.Г.Агеева. 1940-е годы


Концепция озеленения территории


Функциональная схема. Транспортная схема


Генплан


Перспектива № 1


Перспектива № 2


Перспектива № 3


Перспектива № 4


Вид с Дворцовой набережной


Вид с Биржевого моста


Фасады Дворца танцев


Вид площади перед Дворцом танцев


Парк на наб. Малой Невы


Архитектурная концепция «Регулярный город»
ООО «Архитектурное бюро «Студия 44»
Проектная организация:
ООО «Архитектурное бюро «Студия 44»
Авторы проекта: архитекторы Д.Ю. Кожин, И.В. Кожин, В.И. Лемехов, А.А. Руденко, Г.С. Снежкин,
К.О. Счастливцева, Н.И. Явейн, А.П. Яр-Скрябин
Визуализация: А.А. Патрикеев, В.А. Соколов
Макет: Я.С. Ициксон
Тексты: Л.Н. Лихачева
Графический дизайн: Е.А. Бриллиантова, Д.Ю. Никифорова, М.В. Явейн


Концепция «Студии 44» воспроизводит на новом витке эволюции Санкт-Петербурга градостроительные замыслы и планировочные идеи его основателя Петра I. Регулярная композиция нового комплекса, планировочный модуль и ориентация улиц-линий на Васильевский остров в главных чертах повторяют рисунок генерального плана Леблона-Трезини 1717 года.
Петровское видение Северной столицы как Города-на-Воде, Нового Амстердама, находит свою проекцию в виде судоходных каналов, создающих естественную и эстетически совершенную границу между основными функциональными блоками застройки - жильем, театром и зданиями судов. Каналы и «дистанцируют» сооружения друг от друга, и вместе с тем, связывают их в единый ансамбль. Введение водных артерий в городскую ткань придает ей особый петербургский колорит, напоминая о таких местных феноменах как «буяны», форты, адмиралтейские стапели.
Постановка протяженных зданий перпендикулярно набережной с образованием ступенчатой композиции отсылает к таким характерным памятникам изначального Петербурга как здание Двенадцати коллегий и застройка «образцовыми» домами Николаевской набережной (наб. Лейтенанта Шмидта).
«Островная» посадка Дворца танцев посреди открытого публичного пространства наследует планировочный прием Карла Росси (Александринский театр, 1832). Главный вход в здание Театра и площадь перед ним обращены к Малой Неве. Это отвечает градостроительной традиции Петербурга, где главной улицей называют Невский проспект, но САМОЙ ГЛАВНОЙ УЛИЦЕЙ считают Невскую акваторию.
Все блоки застройки связаны между собой системой пешеходных дорожек и мостов, переброшенных через каналы. Цепочка мостов и площадей образует прогулочную набережную, продолжающуюся от Биржевого до Тучкова моста. Здесь могут быть оборудованы пристани для различных судов: катеров, яхт, речных трамвайчиков.
Для придания застройке ансамблевого звучания в настоящей концепции широко и в различных вариациях использован мотив колоннад, аркад, открытых и крытых галерей, трактуемых в духе безордерной классики. Они и маркируют, и размывают границу между зданием и окружающей средой, определяют ритмический строй и пластику фасадов.
В соответствии с регламентом, высота сооружений от 13,5 до 26 метров (верх сценической коробки Театра танца - 30 м).


Вид с Малой Невы на комплекс задний Суда и Судебного департамента Российской Федерации


Вход для посетителей в комплекс зданий Суда и Судебного департамента Российской Федерации с пр. Добролюбова оформлен в виде курдонера


Дворец танцев. Вид с Малой Невы


Главный фасад и главное фойе Дворца танцев обращены на акваторию Малой Невы


Фрагмент комплекса зданий Суда и Судебного департамента Российской Федерации


Первоисточники проектного решения


Генеральный план комплекса


Вид на комплекс с наб. Макарова в створе Тифлисской улицы


Макет комплекса зданий Суда и Судебного департамента Российской Федерации


Макет комплекса зданий Суда и Судебного департамента Российской Федерации


Развертка вдоль наб. Невы


Развертка с пл. Академика Лихачева


Архитектурная концепция
ООО «Евгений Герасимов и партнеры»
Авторы проекта:
ООО «Евгений Герасимов и партнеры»
Субпроектировщики: ООО «Чобан проджект», ОАО «Проектсервис» СПбПТИ, ООО «Климат-проф»

Цель предлагаемой концепции - создание значительного по размерам, целостного архитектурного ансамбля притягательного для посещения горожанами и гостями Санкт-Петербурга и удобного для функционирования размещаемых в нем государственных судебных учреждений.
В составе концепции предлагается два варианта градостроительного решения участка.


Вариант 1
В основу градостроительной композиции 1-го варианта положено формирование нового ансамбля вокруг Дворца танцев Б.Я.Эйфмана. Градостроительный приём основан на гармоничном сочетании новой площади вокруг театра и окружающего ее ожерелья административных и жилых зданий.
Формирование новой площади вокруг театрального здания подкреплено богатыми Европейскими традициями. Театры Опера Гарнье в Париже, Ла Скала в Милане, Большой театр в Москве, Александринский и Мариинский театры в Санкт-Петербурге стали центрами важных городских площадей. Театр балета Б.Я.Эйфмана имеет шанс продолжить эту традицию, став центром новой площади, главная визуальная ось которой ориентирована на шпиль Петропавловского собора.
Внутренняя улица между зданиями судов и жилыми домами - расположена вдоль визуальной оси городского значения и ориентирована на Князь-Владимирский собор с одной стороны и купол Исаакиевского собора с другой.
Строгие классицистические фасады зданий судов завершают формирование главного парадного пространства города - центральной части акватории Невы между Стрелкой Васильевского острова и Дворцовой набережной.
Фасады жилых домов, вдоль набережной решены в традиционной исторической стилистике и за счет изменения масштаба членения, а также разновысокого силуэта обеспечивают плавный переход новой части комплекса к зданию Тучкова буяна.
Высота карнизов зданий - 21,5-23,5 метра, высота до конька или выступающих элементов кровель - не более 28м.


Вариант 1. Схема генерального плана


Вариант 1. Вид с птичьего полета


Вариант 1. Вид 1. Вид с набережной Макарова на Тучков буян, новое здание медицинского комплекса и жилые дома.


Вариант 1. Вид 2. Вид с набережной Макарова вдоль видового коридора на Князь-Владимирский собор. Слева-направо: жилые дома, здания Судебного департамента и Верховного Суда РФ.


Вариант 1. Вид 3. Вид с воды на пешеходную набережную и улицу между зданием Судебного департамента и жилыми домами.


Вариант 1. Вид 4. Вид с Тучкова моста на здание Верховного Суда РФ и пешеходную набережную.


Вариант 1. Вид 5. Вид с проспекта Добролюбова на площадь у театра. Слева-направо: здание Верховного Суда РФ, здание Судебного департамента, здание театра Б.Я. Эйфмана.


Вариант 1. Вид 6. Вид с площади у театра на проспект Добролюбова вдоль видового коридора на шпиль Петропавловского собора.


Вариант 1. Вид 7. Вид с набережной Макарова на жилые дома.


Вариант 1. Развертки вдоль проспекта Добролюбова и набережной Малой Невы

Вариант 2
В основу градостроительной композиции 2-го варианта положена идея создания большого общественного зеленого пространства вокруг театра.
Парк, c расположенным в нем театром Б.Я. Эйфмана, одновременно разделяет административную и жилые зоны и связывает в одно общественное пространство проспект Добролюбова, театр и набережную, делая доступным комплекс для прогулок и отдыха горожан. Парковая зона ориентирована таким образом, чтобы раскрыть визуальную ось городского значения - от набережной Малой Невы к Князь-Владимирскому собору.
Административная часть, сформированная двумя зданиям судов, обращена к главному городскому пространству - средней части акватории Невы между стрелкой Васильевского острова и Дворцовой набережной.
Фасады зданий судов выполнены в классическом стиле, подчеркивающем государственное значение комплекса и соответствующем окружению.
Жилая зона комплекса расположена в северной части участка. Фасады жилых домов вдоль набережной Невы решены в традиционной исторической стилистике и за счет изменения масштаба членения, а также разновысокого силуэта обеспечивают плавный переход к историческому зданию Тучкова буяна.


Вариант 2. Схема генерального плана


Вариант 2. Вид с птичьего полета


Вариант 2. Вид 1. Вид с набережной Макарова на жилые дома.


Вариант 2. Вид 2. Вид с набережной Макарова вдоль видового коридора на Князь-Владимирский собор. Слева-направо: жилые дома, парковая зона и общественное пространство с зданием театра Б.Я.Эйфмана в глубине, здание Судебного департамента и здание Верховного Суда РФ.


Вариант 2. Вид 3. Вид с Тучкова моста на здание Верховного Суда РФ и пешеходную набережную.


Вариант 2. Развертки вдоль проспекта Добролюбова и набережной Малой Невы.

Реализация проекта обеспечения деятельности Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в г. Санкт-Петербурге
Здания для обеспечения деятельности Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в г. Санкт-Петербурге планируется разместить на земельном участке, площадью 12,7 га. Он располагается в южной части Петроградской стороны и ограничен проспектом Добролюбова, западной границей площади Академика Лихачева, набережной реки Малая Нева, участком вдоль Большого проспекта П. С., участком вдоль проспекта Добролюбова (территория СК «Юбилейный»), пер. Талалихина. Кроме того, на указанной территории планируется строительство Дворца танцев, в котором разместится прославленная труппа Театра под руководством Б. Я. Эйфмана.
В начале XVIII века здесь действовал торговый порт; по берегу Малой Невы располагались склады товаров, в том числе деревянный амбар для хранения льна и пеньки - Пеньков буян (буян - старое русское название речной пристани). Местность была неблагоустроенной, подвергалась частым наводнениям и потому называлась Мокрушами. Находившаяся на Петербургском острове слобода до середины XIX века застраивалась деревянными домиками с садами и огородами. Сооруженная в начале XVIII церковь Николая Чудотворца в последующем определила место Князь-Владимирского собора (1741-1772 годах арх. М. Земцов, П.-А. Трезини, А. Ринальди; 1783-1789 годах - И. Старов). В 1758 году силами подрядчика Тучкова построен деревянный мост через Малую Неву, по имени которого пеньковые амбары получили название Тучкова буяна. Взамен сгоревших деревянных амбаров в 1763-1772 годах по проекту Антонио Ринальди построены каменные складские корпуса, в целом сохранившиеся до настоящего времени.
На протяжении XIX века для соединения прибрежных островов были построены проезд-дамба (Буянный мост), а также Сальный мост, которые существовали до 1960-х годов. Ватный остров, получивший свое название в 1877 году, долгое время не застраивался и лишь к середине XIX века стал использоваться для портовых нужд. На нем появились сначала деревянные склады Пенькового буяна, затем складской комплекс Ватного буяна - «красные амбары». С устройством в 1860-е годы Александровского проспекта (ныне пр. Добролюбова) стала формироваться береговая линия Малой Невы. В 1896-1897 годах на Ватном острове построены казенные винные склады и спиртоочистительный завод; строительством руководил известный петербургский архитектор Роберт Марфельд. С 1908 года начинается засыпка протоков - изолированным оставался только Ватный остров.
В 1910-х годах было развернуто многоэтапное конкурсное проектирование, имеющее целью поиск идей по преобразованию складской зоны в полноценную часть городского центра. Участниками конкурса стали И. Фомин, О. Мунц, В. Шене, В. Чагин, М. Дубинский. Архитекторы И. Китнер и В. Покровский разработали проект стадиона на Ватном острове и Тучковом буяне, выполненный в неорусском стиле. Все проектные решения объединяло стремление к созданию крупного архитектурного ансамбля, в котором последние достижения градостроительной науки сочетались бы с композиционными приемами русского классицизма. Предусматривалось соединение территории с парковой зоной Петровского острова через дамбу Тучкова моста, а также ее расширение к востоку, с засыпкой пролива, отделяющего Тучков буян от Ватного острова. Новый архитектурный комплекс предполагалось окружить обширным парком. В 1914-1915 годах все конкурсные проекты были опубликованы. В 1916 году в свете планируемых преобразований территория перешла в собственность города. Тем не менее, как проекты начала ХХ века, так и генеральные планы 1930-1940-х годов, предусматривающие создание обширной парковой зоны, объединенной с Александровским и Петровским парками, остались нереализованными.
В советский период на восточной части рассматриваемой территории долгое время действовал Государственный институт прикладной химии - самый крупный профильный научный центр в СССР. Институт был основан в 1919 году и первоначально разместился в зданиях бывших винных складов. В нем работали Н. С. Курнаков, А. Е. Фаворский, А. А. Чугаев и другие известные ученые-химики. В 1960-е годы в целях развития института была засыпана протока, отделявшая Ватный остров от Петроградской стороны, проведена реконструкция бывших складов и возведены новые многоэтажные корпуса, выходящие на проспект Добролюбова. В 1967 году по соседству сооружен Дворец спорта «Юбилейный». В последние годы здания института серьезно обветшали, особенно прибрежный краснокирпичный корпус, который долгое время не использовался.
Источник: http://www.prlib.ru/Pages/contestarchitect.aspx